Прошла уже неделя без груди. Похоже, это и есть то самое завершение грудного вскармливания, которое я так давно ждала. Два года, пять месяцев и 7 дней я кормила сына грудью. Много чего было на нашем пути, и трудностей немало, и радостей. А закончилось всё так неожиданно, что мы с Серафимом этого поначалу даже не поняли. Хочу коротко рассказать о нашем опыте отлучения от груди – быть может, это вдохновит Вас кормить грудью дольше и отлучать ребёнка от груди плавнее.
Ровно год назад (когда Серафиму был год и пять) я впервые задумалась об отлучении. Когда-то, когда малыш родился, я была настроена на то, чтобы кормить его грудью до самоотлучения. Потом, по мере роста ребёнка и накопления моей усталости, я решила, что трёх лет будет вполне достаточно. Ещё чуть позже я подумала, что хватит и двух лет (т.к. ВОЗ рекомендует кормить детей грудью минимум до двухлетнего возраста), но от этой цифры я уже не отступала. Два года были для меня обязательным минимумом. Наверное, я кормила бы и дольше, но в моём окружении практически не было мам, которые кормили своих малышей больше двух-двух с половиной лет. Близкие подруги завершили грудное вскармливание в полтора года, год и 10 месяцев. А когда вокруг нет поддержки, нет благоприятного примера (а соседи и родственники вообще осуждают, что ребёнок такой большой, а ещё кушает сисю), то, согласитесь, настрой начинает меняться. В любом случае я хотела завершить кормление грудью плавно, чтобы это прошло без стресса для моего сына и для моей груди. Уехать на несколько дней от ребёнка, перевязать грудь – эти варианты я даже не рассматривала. Однако как сделать всё гармонично, я знала лишь по статьям, советам консультанта и подруг, на деле же приходилось находить свой подход и, увы, иногда совершать ошибки.
И вот ровно год назад я начала предпринимать первые шаги к отлучению. Мы отменили кормление по требованию. До года и пяти месяцев я давала ребёнку грудь при первой просьбе, это могло повторяться и каждые 15 минут иногда. В один день я решила, что пора выходить на новый уровень, и попробовала выдержать интервалы между кормлениями. Грудь я давала тогда, когда Серафима уже нельзя было ничем отвлечь от этой идеи (ни едой, ни игрой, ни прогулкой). У нас нарисовался такой график: кормление утром после пробуждения, днём перед дневным сном, днём после пробуждения ото сна, один раз вечером (часов в 5-6), перед ночным сном и 2-3 раза ночью – итого 7-8 раз в сутки. Когда я определила наш режим, мне стало понятно, как действовать дальше. Нужно было убирать плавно, постепенно по одному кормлению – до тех пор, пока не уберутся все. На это ушёл год! Это был темп моего ребёнка. Я пробовала форсировать события, но или болезнь, или поведение малыша – что-то нас всё время отбрасывало потом на два шага назад, кормления возвращались. Поэтому я набралась терпения и уважения к Серафиму, и мы каждый раз приступали к завершению ГВ заново.
Первым я убрала вечернее кормление (промежуточное, не связанное со сном и пробуждением). Старалась готовить какую-то вкусную еду, выходить в это время на улицу – чтобы сын забывал про грудь. Спустя какое-то время получилось. Потом ушло кормление после утреннего пробуждения. В то время я начала учиться в автошколе и несколько раз в неделю уезжала спозаранку на занятия. Серафим оставался с папой, у которого сиси нет, и, в большинстве случаев, он спокойно к этому относился. А когда я была дома, я вставала чуть раньше сына, чтобы у него после пробуждения не было соблазна под рукой. Малыш просыпался, я брала его на руки, включала его любимую музыку и быстро отвлекала (опять же любимой едой или игрушкой).
Следующим мы убрали кормление на ночной сон. Этот этап занял несколько недель. Сперва я перестала укладывать на ночной сон с грудью. Я кормила перед сном, а потом мы ложились в постель, я рассказывала сказки, пела, и ребёнок засыпал. Я ему объясняла, что мы будем кушать сисю, а потом ложиться спать без груди, и он как-то на это согласился. Ему было год и 9 или 10 месяцев. Когда Серафим научился хорошо засыпать без груди на ночной сон, я убрала полностью вечернее кормление. Я сказала сыну, что сисю кушают только ляли, что он уже достаточно большой, и может ложится вечером спать без груди. На мальчика это очень подействовало, и он спокойно отказался от вечернего кормления.
Итак, у нас оставались 3-4 кормления в сутки: на дневной сон, после дневного сна и 1-2 кормления ночью. С тех пор, как на ночь мы перестали кормиться грудью, ребёнок и просыпаться стал реже. Из всех этих кормлений легче всего было убрать то, которое было после дневного сна. Несколько дней подряд я (в то время, когда малыш спал) пекла булочки, печеньки, пироги, и когда сын просыпался и начинал плакать за сисей, я говорила: “Подожди, у нас тут есть вкусное печенько, мама испекла…”. И он отвлекался и забывал.
Самым сложным для меня было убрать кормление на дневной сон. Из-за того, что мне никак не удавалось найти решение и заменить укладывание днём с грудью на какой-то другой ритуал, я начала совершать ошибки. В один момент (Серафиму было 2 года и 3 месяца) я настолько устала, что мне казалось, причина всех моих бед в кормлении грудью. И сын в то время уже начал очень плохо засыпать на дневной сон, его приходилось укладывать по несколько раз, и каждый раз давать грудь… Мне казалось, что, убери я ГВ из своей жизни, всё сразу станет сказочно. Глупости! Но разве я понимала это тогда? Кормление грудью казалось мне самым обременительным, что может быть в моём положении. Почему-то так думают очень многие мамы, которые долго кормят своих детей. Вот и я попалась на этот крючок.
И в один день я сделала то, что клялась никогда не делать: намазала грудь зелёнкой. Я пошла на резкое отлучение. Я так хотела решить все свои проблемы (хотя их в принципе невозможно было решить таким путём). Я ведь слышала от подружек, что подросшие детки, видя зелёные соски, сами отказываются от груди, глядя на неё с отвращением. Как бы не так. Да, сын не захотел кушать зелёную сисю, но какая это была для него психологическая травма! Днём он ещё держался, вечером, уставший, без дневного сна, кое-как уснул, а ночью, когда проснулся, а я не захотела давать грудь, закатил такую истерику, что мне было проще провалиться сквозь землю, чем слушать это. Я дала грудь вместе с зелёнкой, и Серафим сразу уснул.
На следующий день ребёнок опять не лёг спать без груди днём (не помогала ни коляска, ни укачивание, ни активные игры, ни укладывание с книжкой – всё малыш воспринимал в штыки и с плачем). Он плакал за сисей, плакал, что она зелёная. Это был какой-то ужас. Посоветовавшись с консультантом по ГВ Алиной Шмурун, я решила вернуть сыну грудь. Но при одном условии: я должна была сказать мальчику, что он часто кушал сисю, и она заболела, поэтому мама намазала её зелёнкой. Но дядя врач сисю вылечил, и её опять можно кушать. Только врач разрешил кушать сисю один раз в день, не чаще. И ни при каких обстоятельствах нельзя было возвращать дополнительные кормления, нельзя было отступать от этого правила. Грудь один раз в день: это закон.
Я быстро смыла зелёнку и сообщила Серафиму радостную новость. Сказала всё так, как меня учила Алина. Он был счастлив, прильнул и провалился в сон (эти тяжёлые два дня вымотали и его, и меня). Я тоже вздохнула с облегчением, но ещё долго не могла простить себе свою ошибку. Хотя у любого события есть и минусы, и плюсы. Благодаря “зелёнке” у нас ушли ночные кормления. Сын хорошо усвоил, что сисю можно кушать только один раз в день. Кончено, он первое время ночью просил сисю, но, чуть похныкав, засыпал. Помню, один раз он не смог сразу уснуть. Я включила свет и ещё раз подробно рассказала ему, что было с сисей, что сказал дядя врач, почему сисю можно кушать только один раз – днём перед сном, и что ночью Серафим умеет уже засыпать сам. Мы почитали книжку, поговорили и через полчаса уснули. Так ночные кормления ушли окончательно и бесповоротно.
Оставалось одно-единственное кормление перед дневным сном. Я решила дать ребёнку столько времени, сколько ему нужно. Но почему-то днём мой ребёнок перестал засыпать. Даже с грудью. То ли это произошло из-за того, что я зелёнкой и связанной с ней стрессовой ситуацией спровоцировала такие поведенческие реакции (об этом меня предупреждала консультант), то ли просто Серафим перестал уставать для того, чтобы спать – я не знаю. Сперва он не ложился днём спать 1-2 раза в неделю, а спустя два месяца он только 1-2 раза в неделю днём засыпал. Я исправно давала ему грудь в обеденное время, но безуспешно. И тут меня осенило: последнюю неделю я даю ему грудь сама, он меня об этом не просит! Тогда закралась мысль: раз сын не спит даже с грудью, что я теряю, если я ему грудь не буду давать? В худшем случае, он не будет спать, а это и так уже происходит.
Так совпало, что в те дни я послушала вебинар “Как находить время на занятия с ребёнком” о планировании и режиме дня. Я попробовала разбудить Серафима на час раньше утром, чтобы этот час он потом поспал днём. Чтобы утомить своего реактивного малыша, я повела его гулять в рюкзаке по селу (он сидел сзади, на спине). Время уже приблизилось к обеду, Серафим стал проситься домой, и я решила вернуться. И прямо у ворот дома мой мальчишка уснул! Сам! Первый раз! Сидя в рюкзаке! Дома я аккуратно переложила его на диван, и он спокойно отдыхал полтора часа. О сисе он в тот день даже не вспоминал.
На следующий день я решила снова не давать грудь. Уснуть не удалось, но и сисю ребёнок почему-то не просил. Вспомнил он о груди лишь на третьи сутки. Вспомнил так, вскользь. И вот уже неделю я не кормлю грудью Серафима. С каждым днём он всё чаще вспоминает сисю, начинает просить более настойчиво, но я делаю вид, что не слышу. Иногда просто говорю: “Я знаю, что ты хочешь сисю, я знаю”. Я не акцентирую внимание, что сися ушла, что молочко закончилось, что он уже вырос – ничего об этом! Иначе будет протест, сопротивление, я знаю своего ребёнка. Я просто даю ему выговориться, отвлекаю, перевожу разговор на другую тему. Он даже не пробует её достать, раздеть. Думаю, на самом деле он стал готов к тому, чтобы с ней расстаться. Что касается меня, то моя грудь вообще не заметила завершения. Никаких отёков, переполнений. Всё тихо и спокойно. Всё естественно. Депрессии у меня тоже нет, какая бывает у мам, которые отлучили резко. За это время, быть может, пару раз навевал грусть тот факт, что сын быстро взрослеет. Но эта грусть переходит в радость, и я любуюсь своим малышом. Я счастлива, что смогла завершить путь грудного вскармливания так, как этого всегда хотела. И Вам желаю того же!
Читайте также мою статью “Как завершить кормление грудью. Идеальный сценарий” и “Факты, которые помогут избежать ошибок при отлучении от груди”.